Разработка пользовательского интерфейса

Интерфейс пользователя (UI) - это часть программы, которая находится на виду у пользователя и призвана обеспечивать отображение данных, управление или диалог с пользователем. Приразработке программного обеспечения программисты не должны оставлять дизайн интерфейса пользователя "на потом", считая, что в программе только код должен быть краеугольным камнем. Время от времени у пользователей возникает чувство раздражённости например даже из-за неудачно подобранных шрифтов, неудобного расположения элементов управления, отображения данных. Для удобства пользователей должно быть затрачено n-ое количество часов, так как это серьёзная работа. Это следует учитывать при озвучивании сроков разработки программы.

Удобство пользовательского интерфейса входит в такое понятие как "Эргономика", которое включается в процессы разработки и тестирования программного продукта как часть системы качества. Разработка пользовательского интерфейса (ПИ) должна вестись соместно с дизайном программного продукта в целом. Процесс разработки ПИ разбивается на этапы жизненного цикла:

  1. Анализ трудовой деятельности пользователя, объединение бизнес-функций в роли.
  2. Построение пользовательской модели данных, привязка объектов к ролям и формирование рабочих мест.
  3. Формулировка требований к работе пользователя и выбор показателей оценки пользовательского интерфейса.
  4. Разработка обобщенного сценария взаимодействия пользователя с программным модулем (функциональной модели) и его предварительная оценка пользователями и Заказчиком.
  5. Корректировка и детализация сценария взаимодействия, выбор и дополнение стандарта (руководства) для построения прототипа.
  6. Разработка макетов и прототипов ПИ и их оценка в деловой игре, выбор окончательного варианта.
  7. Имплементация ПИ в коде, создание тестовой версии.
  8. Разработка средств поддержки пользователя (пользовательские словари, подсказки, сообщения, помощь и пр.) и их встраивание в программный код.
  9. Usability тестирование тестовой версии ПИ по набору раннее определенных показателей.
  10. Подготовка пользовательской документации и разработка программы обучения.

Юзабилити, удобство пользовательского интерфейса как показатель качества программного обеспечения.

Программа разрабатывается для обеспечения работы пользователя, т.е. для того, чтобы он, с помощью компьютерной программы, быстрее, надёжнее и качественнее решал свои производственные задачи.

С точки зрения удобста ПИ в программе важно создать такой пользовательский интерфейс, который сделает работу эффективной и производительной, а также обеспечит удовлетворенность пользователя от работы с программой.

Разработчику необходимо тщательно продумать и осознать сценарий взаимодействия программы с пользователем, приведя его к оптимальной системе выполнения задач, и реализовать ПИ в соответствии с этой системой.

Для того, чтобы разобраться в технологии решения задач пользователя, разработчику необходимо выяснить следующие моменты:

  1. Какая информация необходима пользователю для решения задачи?
  2. Какую информацию пользователь может игнорировать (не учитывать)?
  3. Совместно с пользователем разделить всю информацию на сигнальную, отображаемую, редактируемую, поисковую и результирующую.
  4. Какие решения пользователю необходимо принимать в процессе работы с программой?
  5. Может ли пользователь совершать несколько различных действий (решать несколько задач) одновременно?
  6. Какие типовые операции использует пользователь при решении задачи?
  7. Что произойдет, если пользователь будет действовать не по предписанному Вами алгоритму, пропуская те или иные шаги или обходя их?

Дизайн ПИ должен обеспечивать минимизацию усилий пользователя при выполнении работы и приводить к:

  • сокращению длительности операций чтения, редактирования и поиска информации,
  • уменьшению времени навигации и выбора команды,
  • повышению общей продуктивности пользователя, заключающейся в объеме обработанных данных за определенный период времени.
  • увеличению длительности устойчивой работы пользователя и др.

Ещё об этом написано в моём веблоге - Проектирование пользовательских интерфейсов.

Оригинал статьи http://www.bcetyt.ru/internet/usability/elaboration-ui.html


Google