Проектирование пользовательских интерфейсов

Значение эффективного пользовательского интерфейса программного продукта (программного обеспечения, сайта, CRM-системы, мобильного телефона) бывает трудно переоценить. Пользователя программного обеспечения не столько волнует совершенство алгоритмов, согласно которым функционирует программа, сколько удобство использования. Конечный пользователь взаимодействует с продуктом именно через его пользовательский интерфейс, который является прослойкой, связующим звеном между человеком и программной начинкой продукта.

Пользовательский интерфейс (ПИ) является одним из важнейших конкурентных преимуществ любого программного продукта, поэтому организации и проведению работ по проектированию и дизайну ПИ должно уделяться максимальное внимание. Проектирование интерфейсов направлено на эффективную реализацию задач конечного потребителя, поэтому для определения объёма работ необходимо формализовать основные пользовательские сценарии (каким образом пользователь будет идти к достижению результата), а также провести юзабилити тестирование реальных или целевых пользователей продукта, основываясь не только на мнении экспертов, но на проблемах, выявленных в работе конечных пользователей. Для этого должна осуществляться обратная связь с пользователями разработанной программы. То, что удобно для программиста, разработчика программы, не всегда будет удобным для пользователя.

В работе по проектированию ПИ имеется идеология UCD-дизайна (User Centered Design), которая позволяет достичь эффективного результата с учетом потребностей конечного пользователя.

Согласно стандарту ISO 13407, «Ориентированный на пользователя дизайн характеризуется активным вовлечением пользователя в процесс разработки для достижения прозрачного понимания пользовательских требований и надлежащего распределения функций между пользователями и технологиями, а так же итеративным характером подхода и его мультидисциплинарностью».

Учет всех бизнес-целей гарантирует то, что продукт будет решать бизнес-задачи заказчика. Точность в определении целевой аудитории позволяет быть уверенным, что продукт не останется невостребованным. Удобство в использовании и эстетическая привлекательность повышают лояльность клиентов, а продуманное взаимодействие с системой в целом поможет избежать дополнительных затрат на последующие доработки и техническую поддержку продукта.

Можно выделить следующие задачи (в зависимости от бизнес-модели эксплуатации продукта), с точки зрения улучшения интерфейсов и юзабилити:

  • Увеличение конверсий пользователей продукта (дальнейшие заказы).
  • Повышение эффективности работы пользователей по основным сценариям (повышение скорости работы, упрощение выполнения основных операций).
  • Сокращение времени, необходимого на обучение пользователя.
  • Уменьшение частоты использования справок и документации.
  • Увеличение удовлетворенности работы пользователя (уменьшение числа ошибок пользователя, создание визуально привлекательных пользовательских интерфейсов).

11.10.2008

Google