Программирование на основе Win32 API в Delphi.
1. Введение.
Любую современную программу или программную технологию можно представить как совокупность программных "слоев". Каждый из этих слоев производит свою собственную работу, которая заключается в повышении уровня абстракции производимых операций. Так, самый низший слой (слои) вводит понятия, которые позволяют абстрагироваться от используемого оборудования; следующий слой (слои) позволяет программисту абстрагироваться от сложной последовательности вызовов функций, вводя такое понятие как протокол и т.д. Практически в любом современном программном продукте можно обнаружить и выделить около десятка последовательных слоев абстракции.
Абстракция от оборудования и низкоуровневых протоколов вводится в ядра операционных систем в виде библиотек API (Application Program Interface). Однако современные тенденции приводят к необходимости абстрагирования и от самих операционных систем, что позволяет переносить программы с одной операционной системы на другую путем простой перекомпиляции (транслируемые программы, в основном, вообще не требуют никаких действий по переносу).
Абстракцию, которая доступна программисту в виде библиотек API можно назвать базовой. Это самый низкий уровень абстракции, который доступен для прикладного программирования. На уровне ядра системы доступны и более низкие уровни абстракции, однако для их использования необходимо разрабатывать специализированные программы (драйвера, модули). Базовый уровень абстракции (API) предоставляет максимально широкие возможности для прикладного программирования и является наиболее гибким. Однако, программирование с использованием API является гораздо более трудоемким и приводит к значительно большим объемам исходного кода программы, чем программирование с использованием дополнительных библиотек.
Дополнительные библиотеки поставляются со многими средствами разработки с целью уменьшения трудоемкости и сроков разработки программ, что в итоге приводит к повышению их конкурентноспособности. Но применение дополнительных библиотек абстракций приводит к резкому увеличению размеров откомпилированных программ, из-за того что в программу включается код используемых библиотек, к тому же это включение зачастую бывает неэффективным - в программу включаются неиспользуемые участки кода. Кроме того, чем больше уровень абстракции библиотеки, тем сложнее ее код, и тем больше трудностей возникает при решении сложных задач. Приходится учитывать множество взаимосвязей и взаимных влияний отдельных элементов и процессов библиотеки друг на друга. Кроме того, структура и функциональность любой библиотеки обычно рассчитывается на удовлетворение всех потенциально возникающих задач, что приводит к ее громоздкости и неэффективности.
В Delphi используется очень мощная и сложная библиотека VCL (Visual Components Library), которая помимо непосредственных абстракций вводит также и множество своих функциональных классов. В этой библиотеке находятся компоненты для визуального отображения информации, работы с базами данных, с системными объектами, компоненты для работы с Internet-протоколами, классы для написания своих COM-объектов и многое другое. Модули библиотеки подключаются к компиляции по мере необходимости, однако базовый размер простейшего диалогового проекта с одной формой превышает 300кБ (со статически скомпонованной библиотекой). И такой размер во многих случаях может оказаться слишком большим, особенно если программа не требует большой функциональности в интерфейсе.
Для решения этой проблемы можно отказаться от использования библиотеки VCL, и программировать, используя базовый набор функций Win32 API. Однако, если при разработке линейных, недиалоговых, нерезидентных программ не возникает никаких трудностей, то разработка программ, требующих активного взаимодействия с пользователем или системой, становится трудоемкой. Структурное программирование, рекомендуемое в таких случаях, оказывается неэффективным и трудоемким.
Данная статья посвящена проблеме создания и использования компактной объектно-ориентированной библиотеки, которая бы облегчила построение небольших и эффективных программ на основе Win32 API.
2. Существующие решения
Автору известны три объектно-ориентированные библиотеки, которые можно рассматривать как альтернативу библиотеке VCL при написании компактных программ. Это библиотеки классов XCL, ACL и KOL. Все библиотеки бесплатны и поставляются в исходных кодах.
| Библиотека ACL | (API control library) |
| Автор: | Александр Боковиков, Екатеринбург, Россия |
| Страничка: | http://a-press.ur.ru/pc/bokovikov |
| E-Mail: | abb (at) adx.ru |
| Классы и модули: | TFont, TFonts, TControl, TWinControl, TStdControl, TLabel, TEdit, TListBox, TButton, TCheckBox, TComboBox, TGroupBox, TProgressBar, TKeyboard |
| Библиотека XCL | (Extreme class library) |
| Автор: | Vladimir Kladov (Mr.Bonanzas) |
| Страничка: | http://xcl.cjb.net |
| E-Mail: | bonanzas (at) xcl.cjb.net |
| Классы и модули: | XForm, XApplet, XCanvas, XPen, XBrush, XFont, ZDDB, ZHiBmp, ZDIBitmap, ZBitmap, ZIcon, ZGifDecoder, ZGif, ZJpeg, XLabel, XButton, XBevel, XPanel, XSplitPanel, XStatus, XGrep, XGroup, XCheckBox, XRadioBox, XPaint, XScroller, XScrollBox, XScrollBoxEx, XEdit, XNumEdit, XCombo, XGrid, XListView, XMultiList, XNotebook, XTabs, XTabbedNotebook, XCalendar, XGauge, XGaugePercents, XHysto, XHystoEx, XImageList, XImgButton, XTooltip, XCustomForm, XDsgnForm, XDsgnNonvisual, CLabel, CPaint, CButton, CEdit, CMemo, CCheckBox, CRadioBox, CListBox, CComboBox, ZList, ZMenu, ZPopup, ZMainMenu, ZPopupMenu, ZTimer, ZStrings, ZStringList, ZIniFile, ZThread, ZQueue, ZFileChange, ZDirChange, ZOpenSaveDialog, ZOpenDirDialog, ZTree, ZDirList, ZDirListEx, ZRegistry, ZStream, ZFileStream, ZMemoryStream, XStrUtils, XDateUtils, XFileUtils, XWindowUtils, XPrintUtils, XShellLinks, XJustOne, XJustOneNotify, XPascalUnit, XSysIcons, XCanvasObjectsManager, XRotateFonts, XFocusPainter, XFormsStdMouseEvents, XFormsStdKeyEvents, XFormAutoSizer, XAligner, XControlAutoPlacer, XMfcAntiFlicker, XSplitSizer, XResizeAntiFlicker, XCaretShower, XEditMouseSelect, XEditClipboard, XEditUndo, XListMouseSel, XListKeySel, XListEdit, ZNamedTags, XBtnRepeats, XBufLabels, XBackgrounds, XWndDynHandlers |
| Библиотека KOL | (Key object library) |
| Автор: | Vladimir Kladov (Mr.Bonanzas) |
| Страничка: | http://xcl.cjb.net |
| E-Mail: | bonanzas (at) xcl.cjb.net |
| Классы и модули: | TObj, TList, TGraphicTool, TCanvas, TControl, TTimer, TTrayIcon, TStream, TStrList, TDirList, TIniFile |
Как видно из списка приведенных для каждой библиотеки классов, эти библиотеки предендуют скорее не на помощь при написании программ с использованием Win32 API, а пытаются создать более высокий уровень абстракции чем API, по крайней мере в графической части (особенно это относится к XCL). Более того, иерархия и перечень объектов совпадают с соответствующими структурами в библиотеке VCL, что скорее всего связано с желанием авторов обеспечить логическую совместимость с VCL при построении программ на основе этих библиотек.
Данные библиотеки не обеспечивают минимального размера программы, за счет того что предоставляют более высокий уровень абстракции. Они являются компромисом между программированием с использованием VCL и программированием на чистом API.
3. Принципы построения API-библиотеки
Стандартным видом API-программирования является структурное программирование. Примеры такого программирования на Win32 API есть практически в любой книжке по Borland Pascal, Borland C++, Microsoft Visual C++ и другим системам разработки. Множество примеров API-программирования на С содержится в поставке Microsoft Visual C++.
Структурное программирование с оконными функциями, процедурами обработки команд, не в состоянии обеспечить быструю и эффективную разработку программ. В современной ситуации большинство программистов привыкло к объектно-ориентированному методу, с возможностью инкапсуляции, наследования и переопределения методов объектов. Такое программирование оказывается наиболее эффективным.
Кроме того, для построения эффективной API-библиотеки прежде всего нужно выяснить, какие задачи при работе с Win32 API являются наиболее трудоемкими. Практика показывает, что наиболее неудобным и трудоемким элементом является реализация основного диспетчера логики программы - оконной функции. Реализация этой функции в качестве метода класса, а не простой глобальной функции, позволила бы улучшить структуру кода и облегчить программирование путем инкапсулирования всех переменных внутри оконного класса.
Программирование может быть еще более облегчено, есть возпользоваться механизмом message-процедур языка Object Pascal. Вызов этих процедур полностью лежит на компиляторе и корневом объекте TObject и включает в себя методы Dispatch, DefaultHandler, а также все методы, объявленные с директивой message. Такое решениее позволит полностью отказаться от громоздкого оператора case в оконной функции.
Учитывая все вышеперечисленное автором была создана компактная библиотека оконных классов WinLite. Эта библиотека является минимальной, она не вводит более высоких уровней абстракции чем существуют в Win32 API - она только облегчает работу, переводом программирования в объектно-ориентированное русло. Размер библиотеки очень небольшой и вся она помещается в один модуль. Библиотека реализует базовый класс TLiteFrame и построенные на основе него оконные классы:
- TLiteWindow - класс окна, с возможностью subclass'инга;
- TLiteDialog - класс немодального диалога;
- TLiteDialogBox - класс модального диалога.
Благодаря своей простой архитектуре библиотека может быть использована в многопоточной программе. Конечно, вы не сможете вызывать методы классов одного потока из другого потока без соответствующей синхронизации. Однако, вы можете беспрепятственно создавать оконные классы в различных потоках без блокировки и синхронизации, а также посылать сообщения оконным классам в другом потоке.
Практический совет: при API-программировании программист должен сам следить за корректным освобождением многочисленных ресурсов, которые занимает программа во время выполнения. Поэтому, для облегчения этой задачи используйте какую-либо контролирующую утилиту, например MemProof или Numega BoundsChecker. Корректное освобождение занятых ресурсов крайне необходимо !
Для редактирования шаблонов диалогов можно использовать любой редактор ресурсов, например Borland Resource WorkShop, правда он несколько неудобен, а окончательный результат все равно приходится корректировать вручную.
Вся документация необходимая для API-программирования содержится в поставляемых компанией Microsoft компакт-дисках с документацией под общим названием MSDN (Microsoft Developer's Network). Существует online-версия документации по адресу http://msdn.microsoft.com. Урезанная версия MSDN, содержащая основные файлы помощи, поставляется с Delphi.
Прежде чем вы решите работать над своим проектом в русле Win32 API, подумайте, а зачем вам это нужно? В подавляющем числе случаев размер программы не имеет никакого значения. Я не хочу сказать, что API-программирование сложнее чем VCL-программирование. Во многих случаях легче изучить и написать 10 вызовов API с кучей аргументов и понимать, что происходит, чем написать 1 вызов простой, на первый взгляд, VCL-инструкции и потом долго исследовать дебри VCL в поисках ответа. Просто API-программирование - это другая культура, к которой вы, возможно, не привыкли. И первоначальная работа может вызвать у вас сильное разочарование. API-программирование требует дотошности, кропотливости и внимательного изучения документации.
Те же, кто отважился программировать на API, наряду с библиотекой WinLite могут совместно использовать невизуальные классы как из состава VCL (модули SysUtils, Classes), так и многие сторонние - естественно, что размер вашей программы при этом увеличится.
- Невизуальные классы библиотеки ACL - a-press.ur.ru/pc/bokovikov
- Невизуальные классы библиотеки XCL - xcl.cjb.net
- JEDI Code Library - www.delphi-jedi.com
- Системные компоненты на Torry - www.torry.net
- Модифицированный модуль system.pas - http://xcl.cjb.net
4. Библиотека WinLite
//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////// // WinLite, библиотека классов и функций для работы с Win32 API // (c) Николай Мазуркин, 1999-2000 // ___________________________________________________________ // Оконные классы //////////////////////////////////////////////////////////////////////////////// unit WinLite; interface uses Windows, Messages;
Инициализационные структуры
////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
// Параметры для создания окна
////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
type
TWindowParams = record
Caption : PChar;
Style : DWord;
ExStyle : DWord;
X : Integer;
Y : Integer;
Width : Integer;
Height : Integer;
WndParent : THandle;
WndMenu : THandle;
Param : Pointer;
WindowClass : TWndClass;
end;
////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
// Параметры для создания диалога
////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
type
TDialogParams = record
Template : PChar;
WndParent : THandle;
end;
Декларация базового класса TLiteFrame
////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
// TLiteFrame
// ____________________________________________________________
// Базовый класс для объектов TLiteWindow, TLiteDialog, TLiteDialogBox
////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
type
TLiteFrame = class(TObject)
private
FWndCallback: Pointer;
FWndHandle : THandle;
FWndParent : THandle;
function WindowCallback(hWnd: HWnd; Msg,
WParam, LParam:Longint):Longint; stdcall;
protected
procedure WindowProcedure(var Msg: TMessage); virtual;
public
property WndHandle: THandle read FWndHandle;
property WndCallback: Pointer read FWndCallback;
public
constructor Create(AWndParent: THandle); virtual;
destructor Destroy; override;
end;
Декларация оконного класса TLiteWindow
////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
// TLiteWindow
// _______________________________________________
// Оконный класс
////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
type
TLiteWindow = class(TLiteFrame)
private
FWndParams : TWindowParams;
FWndSubclass: Pointer;
protected
procedure CreateWindowParams(
var WindowParams: TWindowParams); virtual;
public
procedure DefaultHandler(var Msg); override;
constructor Create(AWndParent: THandle); override;
constructor CreateSubclassed(AWnd: THandle); virtual;
destructor Destroy; override;
end;
Декларация диалогового класса TLiteDialog
////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
// TLiteDialog
// _______________________________________________
// Диалоговый класс
////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
type
TLiteDialog = class(TLiteFrame)
private
FDlgParams : TDialogParams;
protected
procedure CreateDialogParams(var DialogParams: TDialogParams); virtual;
public
procedure DefaultHandler(var Msg); override;
constructor Create(AWndParent: THandle); override;
destructor Destroy; override;
end;
Декларация модального диалогового класса TLiteDialogBox
////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
// TLiteDialogBox
// ______________________________________________
// Модальный диалоговый класс
////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
type
TLiteDialogBox = class(TLiteFrame)
private
FDlgParams : TDialogParams;
protected
procedure CreateDialogParams(var DialogParams: TDialogParams); virtual;
public
procedure DefaultHandler(var Msg); override;
public
function ShowModal: Integer;
end;
Реализация базового класса TLiteFrame
implementation //////////////////////////////////////////////////////////////////////////////// // TLiteFrame // ___________________________________________________ // Инициализация / финализация //////////////////////////////////////////////////////////////////////////////// //////////////////////////////////////////////////////////////////////////////// // Конструктор //////////////////////////////////////////////////////////////////////////////// constructor TLiteFrame.Create(AWndParent: THandle); begin inherited Create; // Запоминаем дескриптор родительского окна FWndParent := AWndParent; // Создаем место под блок обратного вызова FWndCallback := VirtualAlloc(nil,12,MEM_RESERVE or
MEM_COMMIT,PAGE_EXECUTE_READWRITE); // Формируем блок обратного вызова asm mov EAX, Self mov ECX, [EAX].TLiteFrame.FWndCallback mov word ptr [ECX+0], $6858 // pop EAX mov dword ptr [ECX+2], EAX // push _Self_ mov word ptr [ECX+6], $E950 // push EAX mov EAX, OFFSET(TLiteFrame.WindowCallback) sub EAX, ECX sub EAX, 12 mov dword ptr [ECX+8], EAX // jmp TLiteFrame.WindowCallback end; end; //////////////////////////////////////////////////////////////////////////////// // Деструктор //////////////////////////////////////////////////////////////////////////////// destructor TLiteFrame.Destroy; begin // Уничтожаем структуру блока обратного вызова VirtualFree(FWndCallback, 0, MEM_RELEASE); // Уничтожение по умолчанию inherited; end; //////////////////////////////////////////////////////////////////////////////// // TLiteFrame // ___________________________________________________________ // Функции обработки сообщений //////////////////////////////////////////////////////////////////////////////// //////////////////////////////////////////////////////////////////////////////// // Функция обратного вызова для получения оконных сообщений //////////////////////////////////////////////////////////////////////////////// function TLiteFrame.WindowCallback(hWnd: HWnd;
Msg, WParam, LParam: Integer): Longint; var WindowMsg : TMessage; begin // Запоминаем дескриптор окна, если это первый вызов
// оконной процедуры if FWndHandle = 0 then FWndHandle := hWnd; // Формируем сообщение WindowMsg.Msg := Msg; WindowMsg.WParam := WParam; WindowMsg.LParam := LParam; // Обрабатываем его WindowProcedure(WindowMsg); // Возвращаем результат обратно системе Result := WindowMsg.Result; end; //////////////////////////////////////////////////////////////////////////////// // Виртуальная функция для обработки оконных сообщений //////////////////////////////////////////////////////////////////////////////// procedure TLiteFrame.WindowProcedure(var Msg: TMessage); begin // Распределяем сообщения по обработчикам Dispatch(Msg); end;
Реализация оконного класса TLiteWindow
////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
// TLiteWindow
// _______________________________________________
// Инициализация / финализация
////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
// Конструктор
////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
constructor TLiteWindow.Create(AWndParent: THandle);
begin
inherited;
// Формируем параметры окна
CreateWindowParams(FWndParams);
// Регистрируем класс окна
RegisterClass(FWndParams.WindowClass);
// Создаем окно
with FWndParams do
CreateWindowEx(ExStyle, WindowClass.lpszClassName, Caption,
Style, X, Y, Width, Height,
WndParent, WndMenu, hInstance, Param
);
end;
////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
// Конструктор элемента с субклассингом
////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
constructor TLiteWindow.CreateSubclassed(AWnd: THandle);
begin
inherited Create(GetParent(AWnd));
// Сохраняем оконную функцию
FWndSubclass := Pointer(GetWindowLong(AWnd, GWL_WNDPROC));
// Сохраняем дескриптор окна
FWndHandle := AWnd;
// Устанавливаем свою оконную функцию
SetWindowLong(FWndHandle, GWL_WNDPROC, DWord(WndCallback));
end;
////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
// Деструктор
////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
destructor TLiteWindow.Destroy;
begin
// Наш объект - объект субклассиннга ?
if FWndSubclass = nil then
begin
// Уничтожаем класс окна
UnregisterClass(FWndParams.WindowClass.lpszClassName, hInstance);
// Уничтожаем окно
if IsWindow(FWndHandle) then DestroyWindow(FWndHandle);
end
else
// Восстанавливаем старую оконную функцию
SetWindowLong(FWndHandle, GWL_WNDPROC, DWord(FWndSubclass));
// Уничтожение по умолчанию
inherited;
end;
////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
// Формирование параметров окна по умолчанию
////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
procedure TLiteWindow.CreateWindowParams(
var WindowParams: TWindowParams);
var
WndClassName : string;
begin
// Формируем имя класса
Str(DWord(Self), WndClassName);
WndClassName := ClassName+':'+WndClassName;
// Заполняем информацию о классе окна
with FWndParams.WindowClass do
begin
style := CS_DBLCLKS;
lpfnWndProc := WndCallback;
cbClsExtra := 0;
cbWndExtra := 0;
lpszClassName := PChar(WndClassName);
hInstance := hInstance;
hIcon := LoadIcon(0, IDI_APPLICATION);
hCursor := LoadCursor(0, IDC_ARROW);
hbrBackground := COLOR_BTNFACE + 1;
lpszMenuName := '';
end;
// Заполняем информацию об окне
with FWndParams do
begin
WndParent := FWndParent;
Caption := 'Lite Window';
Style := WS_OVERLAPPEDWINDOW or WS_VISIBLE;
ExStyle := 0;
X := Integer(CW_USEDEFAULT);
Y := Integer(CW_USEDEFAULT);
Width := Integer(CW_USEDEFAULT);
Height := Integer(CW_USEDEFAULT);
WndMenu := 0;
Param := nil;
end;
end;
////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
// TLiteWindow
// ______________________________________________
// Функции обработки сообщений
////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
// Обработчик сообщений по умолчанию
////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
procedure TLiteWindow.DefaultHandler(var Msg);
begin
// Наш объект - объект субклассиннга ?
if FWndSubclass = nil then
// Вызываем системную функцию обработки сообщений
with TMessage(Msg) do
Result := DefWindowProc(FWndHandle, Msg, WParam, LParam)
else
// Вызываем старую оконную функцию обработки сообщений
with TMessage(Msg) do
Result := CallWindowProc(FWndSubclass, FWndHandle, Msg,
WParam, LParam);
end;
Реализация диалогового класса TLiteDialog
////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
// TLiteDialog
// ____________________________________________
// Инициализация / финализация
////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
// Конструктор
////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
constructor TLiteDialog.Create(AWndParent: THandle);
begin
inherited;
// Формируем параметры диалога
CreateDialogParams(FDlgParams);
// Создаем диалог
with FDlgParams do
CreateDialogParam(hInstance, Template, WndParent, WndCallback, 0);
end;
////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
// Деструктор
////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
destructor TLiteDialog.Destroy;
begin
// Уничтожаем диалог
if IsWindow(FWndHandle) then DestroyWindow(FWndHandle);
// Уничтожение по умолчанию
inherited;
end;
////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
// Формирование параметров диалога по умолчанию
////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
procedure TLiteDialog.CreateDialogParams(var DialogParams: TDialogParams);
begin
DialogParams.WndParent := FWndParent;
DialogParams.Template := '';
end;
////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
// Обработка сообщений по умолчанию
////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
procedure TLiteDialog.DefaultHandler(var Msg);
begin
// Возвращаемые значения по умолчанию
with TMessage(Msg) do
if Msg = WM_INITDIALOG then Result := 1
else Result := 0;
end;
Реализация модального диалогового класса TLiteDialogBox
//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////// // TLiteDialogBox // _________________________________________________________ // Инициализация / финализация //////////////////////////////////////////////////////////////////////////////// //////////////////////////////////////////////////////////////////////////////// // Формирование параметров диалога по умолчанию //////////////////////////////////////////////////////////////////////////////// procedure TLiteDialogBox.CreateDialogParams(
var DialogParams: TDialogParams); begin DialogParams.WndParent := FWndParent; DialogParams.Template := ''; end; //////////////////////////////////////////////////////////////////////////////// // Активизация модального диалога //////////////////////////////////////////////////////////////////////////////// function TLiteDialogBox.ShowModal: Integer; begin // Формируем параметры диалога CreateDialogParams(FDlgParams); // Показываем диалог with FDlgParams do Result := DialogBoxParam(hInstance, Template, WndParent,
WndCallback, 0); end; //////////////////////////////////////////////////////////////////////////////// // Обработка сообщений по умолчанию //////////////////////////////////////////////////////////////////////////////// procedure TLiteDialogBox.DefaultHandler(var Msg); begin // Возвращаемые значения по умолчанию with TMessage(Msg) do if Msg = WM_INITDIALOG then Result := 1 else Result := 0; end; end.
5. Пример программы на основе библиотеки WinLite
В прилагаемом примере, построенном на основе разработанной автором библиотеки API-программирования WinLite, рассматриваются следующие проблемы:
- создание и показ окон;
- создание и показ диалогов;
- загрузка ресурсов;
- работа с трэем;
- активизация приложения по нажатию глобальной "горячей" клавиши;
- "прилипание" окна к границам рабочей области экрана;
- реализация графики OpenGL;
- субклассинг стандартных элементов управления;
- буферизация вывода в окно для устранения мерцания;
- создание дополнительного потока и передача сообщений между потоками;
- установка таймера.
Оригинал статьи http://www.programmer.iatp.org.ua/delphi/stati/api/delphi001.html